ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
ГРАММАТИКА ПОСТСОВРЕМЕННОСТИ
2226 ОКТЯБРЯ
О школе
Исследовательская школа «Грамматика постсовременности» организована студентами-участниками Философского дискуссионного клуба совместно с независимыми исследователями и аспирантами московских и петербургских вузов при поддержке НИУ ВШЭ, Оксфордского Российского Фонда и TheQuestion.

Школа будет проходить четыре полных дня в Московской области. Победители конкурса получат грант, покрывающий питание, проживание и проезд от Москвы до пансионата "Вороново".

Тематика школы

Школу будет посвящена новым направлениям в гуманитарных и социальных науках: постгуманизму, кризисам и альтернативам современного капитализма, философии шифропанка и современным исследованиям в медиа-теории.
Школа пройдет в секционном формате: каждый участник сможет сформировать индивидуальный трек, выбрав соответствующие ридинг-группы и дискуссии.



#ПОСТГУМАНИЗМ #ШИФРОПАНК
#КИБЕРФЕМИНИЗМ#ПОСТСОВРЕМЕННОСТЬ
#АКСЕЛЕРАЦИОНИЗМ
#АНТРОПОЦЕН #НОМАДИЗМ #АССАМБЛЯЖ #КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
#КОГНИТАРИАТ #ШИФРОПАНК
#КОГНИТИВНЫЙ КАПИТАЛИЗМ
#ПРОМЕТЕИЗМ #ШИФРОПАНКИ
#МЕССИАНИЗМ #ПРИРОДОКУЛЬТУРЫ
#КИБЕРФЕМИНИЗМ
#КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
#КОГНИТАРИАТ #ПОСТЧЕЛОВЕК
Ридер
Для подготовки к школе мы составили довольно разноплановую подборку текстов, которую вам надо предстоит прочесть. Формат секций, который мы будем использовать на школе, потребует от каждого участника знания 6-7 текстов из списка. Что это означает? Каждый день вам надо будет выбрать одну из трёх групп, в которой будет обсуждаться один из текстов.


Джорджо Агамбен. Apostolos (из книги «Оставшееся время: Комментарий к «Посланию к римлянам»)

Вальтер Беньямин. О понятии истории

Люк Болтански и Эв Кьяпелло. Новый дух капитализма

Иммануил Валлерстайн. Структурный кризис, или Почему капиталисты могут считать капитализм невыгодным

Андре Горц. Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний

Пьер Дардо и Кристиан Лаваль. Неолиберализм и капиталистическая субъективация

Жиль Делёз. Критика и клиника. Эссе 5, 17; эссе 9, 11, 14

Джон Ло. Объекты и пространства

Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Манифест коммунистической партии

Карл Маркс.
Тезисы о Фейербахе

Алекс Уильямс и Ник Срничек. #Ускорение: манифест акселерационистской политики

Марк Фишер. Капиталистический реализм.
Главы 1, 3, 5

Донна Харауэй. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х гг.


Morehshin Allahyari and Daniel Rourke. The 3D Additivist Manifesto

Karen Barad.
Posthumanist Performativity: Toward an Understanding of How Matter Comes to Matter

John Perry Barlow.
A Declaration of the Independence of Cyberspace

R. Braidotti: Posthuman Critical Theory

Andrew Culp A.
Dark Deleuze

Eric Hughes.
A Cypherpunk's Manifesto

Bruno Latour. Trains of thought: the fifth dimension of time and its fabrication

Catherine Malabou. What should we do with our brain?

Jussi Parikka.
A geology of media
Природокультуры
Для подготовки к школе мы составили довольно разноплановую подборку текстов, которую вам надо предстоит прочесть. Формат секций, который мы будем использовать на школе, потребует от каждого участника знания 6-7 текстов из списка. Что это означает? Каждый день вам надо будет выбрать одну из трёх групп, в которой будет обсуждаться один из текстов.

1. 3D Additivist Manifesto + #ACCELERATE MANIFESTO

2. Catherine Malabou. What Should We Do with Our Brain?

3. Jussi Parikka. Geology of Media (excerpt)

4. Донна Харауэй. Манифест киборгов

5. Геерт Ловинк. Психопатология информационной перегрузки

6. Марк Фишер. Капиталистический реализм (1,3,5 главы)

7. Кастель «метаморфозы социального вопроса» / Лаваль и Дардо. Неолиберализм и капиталистическая субъективация

8. Андре Горц "Нематериальное. Знание, стоимость, капитал". Глава на пути к коммунизму знаний?»

9. N. K. Hayles. How We Became Posthuman

10. Bruno Latour Trains of Thought

11. Джорджо Агамбен - Нагота, Apostolos, заключение из time that remains

12. Вальтер Беньямин - тезисы о понятии истории,

13. Книжка "Есть ли будущее у капитализма", главы Валлерстайна, Манна и Коллинза

14. Rosi Braidotti Posthuman Critical Theory

Постгуманизм
Постгуманизм — направление философской мысли, импульсом для возникновения которого стал кризис гуманистических идей. Постгуманизм выходит за рамки антигуманистической риторики «конца человека» и сосредотачивается на поиске альтернативных форм существования индивида.
В современной постгуманистической мысли можно выделить три основных течения: 1. реакционный, или негативный постгуманизм — восходит к философии морали и выступает за неогуманистические ценности (М. Нуссбаум и др.); 2. аналитический постгуманизм — непосредственно связан с развитием науки и технологий, его характеризует вера в этическую интенциональность машин (С. Франклин, С. Лури, Д. Стэйси, Н. Роуз, П.-П. Вербейк и др.); 3. критический постгуманизм — берет начало в антигуманистических представлениях о субъекте, основными чертами этого течения являются критика Антропоцена и индивидуализма, расширение понятия жизни на не-человеческие индивиды, идея номадической и химерической субъектности (Р. Браидотти, К. Вулф, Д. Харауэй и др.).
Природокультуры
«Природокультуры» ("Naturecultures") — концепция Д. Харауэй (термин впервые встречается в "Companion Species Manifesto"), в рамках которой переосмысляются и нивелируются дуализмы «тело-разум», «материальное-семиотическое», «человеческое-не-человеческое» и т.д., границы между жизнью как bios, прерогативой Антропоса, и zoe — жизнью животных и не-людей. Концепция Харауэй стала одним из оснований для дискуссии о материи как живой, умной и самоорганизующейся субстанции, внутри которой противопоставление «технологического» и «натурального» утрачивает негативное значение. «Природокультуры» выражают не только процесс критического пересмотра антропоцентризма, или видового превосходства, но также указывают на прямую зависимость структуры человеческого субъекта от не-человеческих факторов и существ.
Киберфеминизм
В своей книге «Нули и единицы» Сэди Плант дает следующее определение киберфеминизма: «Это постгуманистическое восстание — вооруженный мятеж нарождающейся системы, объединяющей машины и женщин, против мировоззрения и материальной реальности патриархата, все еще пытающегося подчинить их». По мысли Плант, интернет-технологии с их анонимностью и доступностью представляли собой естественных союзниц женщин в борьбе против гендерного и капиталистического угнетения. Нужно было лишь освободить их революционный потенциал от влияния корпораций и мужского доминирования. Именно на это и направили все свое неистовое воображение и безудержную страсть киберфеминистки.


https://special.theoryandpractice.ru/cyber-feminism
Манифест шифропанка

Приватность необходима открытому обществу цифрового века. Приватность и секретность не одно и то же. Частное дело – это то, о чем, по мнению человека, всему миру знать не нужно, о секретном же деле не должен знать вообще никто. Приватность – это возможность выбирать, какую информацию о себе открыть миру.

Если две стороны заключают сделку, у каждой из них остаются воспоминания, о которых она впоследствии может рассказать. Разве кто-то способен этому помешать? Можно было бы принять запрещающий это закон, однако свобода слова ещё более важна для открытого общества, чем приватность. Мы не пытаемся добиться ограничения свободы слова. Если на одном форуме в дискуссии участвует множество людей, каждый из них может обращаться к остальным и обобщать сведения о некоторых лицах или других участниках. Электронные коммуникации сделали такие дискуссии возможными, и они никуда не исчезнут только потому, что нам этого хочется.

Если нам необходима приватность, мы должны позаботиться о том, чтобы все участники транзакции располагали только той информацией, которая требуется для совершения сделки. Поскольку любая информация может быть передана, мы должны постараться рассказать о себе настолько мало, насколько это возможно. В большинстве случаев личность человека не очевидна. Когда я, покупая в магазине журнал, отдаю деньги продавцу, ему нет необходимости знать, кто я. Когда я договариваюсь с провайдером об отсылке и получении электронной почты, ему не нужно знать, кому я посылаю сообщения, что я пишу и что мне отвечают; ему нужно знать только, как их доставить и сколько я должен за это платить. Если механизмы транзакции таковы, что моя личность непременно раскрывается, значит, приватности у меня нет. У меня нет возможности выбирать, раскрывать свою личность или нет; я всегда должен это делать.

Приватность в открытом обществе, таким образом, подразумевает наличие системы анонимных транзакций. До настоящего времени наличные деньги оставались основой такой системой. Система анонимных транзакций – это не система секретных транзакций, но система, дающая человеку возможность раскрывать свою личность только тогда, когда он сам этого захочет. Вот в чем суть приватности.

Приватность в открытом обществе требует использования криптографии. Если я что-то говорю, то хочу, чтобы это слышали только те люди, к которым я обращаюсь. Если мои слова доступны всему миру, приватности у меня нет. Использование шифрования указывает на стремление к приватности, использование для шифрования слабой криптографии говорит о том, что это стремление не слишком велико. Кроме того, если сообщение послано анонимно и вы хотите иметь гарантию, что ваша личность будет раскрыта только получателю, необходимо использовать криптографическую подпись.

Не приходится рассчитывать на то, что государство, корпорации или другие крупные безликие организации добровольно предоставят нам приватность. Им выгодно разглашать информацию о нас, и мы должны быть к этому готовы. Пытаться заставить их молчать – значит бороться с существующей информационной реальностью. Информация не просто хочет быть свободной – ей это необходимо. Информация занимает весь предоставленный ей объем. Информация – это младшая, но более сильная сестра Молвы: она быстрее, у неё больше глаз, она больше знает, но понимает меньше, чем Молва.

Если мы рассчитываем на приватность, то должны сами её защищать. Мы должны объединиться и создать системы, которые позволят осуществление анонимных транзакций. Люди веками пытались добиться приватности, используя шёпот, темноту, конверты, закрытые двери и курьеров. Однако эти методы не могли обеспечить полной приватности, а вот электронные технологии могут.

Мы, шифропанки, призваны создать анонимные системы. Мы защищаем свою приватность с помощью криптографии, анонимных систем переадресации электронной почты, цифровых подписей и электронных денег.

Шифропанки пишут программы. Мы знаем, что кто-то должен писать программы для защиты приватности, а поскольку мы не сможем добиться приватности, пока её не получат все, мы напишем такие программы. Мы публикуем код программ, чтобы наши единомышленники могли попрактиковаться и поработать над ним. Он доступен любому в любой точке планеты. И нам нет дела, что кто-то не одобряет наши программы. Мы уверены, что их невозможно уничтожить и что работу над распространившейся по всему миру системой нельзя остановить.

Шифропанки протестуют против ограничения использования криптографии, поскольку шифрование – основной способ защиты приватности. Шифрование, в сущности, делает информацию недоступной широкой общественности. Законы, запрещающие использование криптографии, бессильны за пределами границ конкретного государства. Криптография неизбежно распространится по всему миру, а вместе с ней и системы анонимных транзакций, существование которых она делает возможным.

Широкое распространение приватности требует, чтобы она стала частью общественного договора. Люди должны объединиться и использовать эти системы ради общего блага. Приватность будет поддерживаться только в том случае, если все члены общества объединятся для этого. Мы, шифропанки, готовы выслушать ваши вопросы и предложения и надеемся, что вы присоединитесь к нам и поможете осуществить наши планы. Однако мы не отклонимся от нашего курса только потому, что кому-то не по душе цели, которые мы преследуем.

Мы, шифропанки, активно работаем, чтобы достичь приватности в сетях. Давайте же продолжим наше дело вместе.

© Эрик Хьюз (перевод О. Турухиной), A Cypherpunk's Manifesto (оригинал на английском)

http://www.cypherpunks.ru/Manifesto-cypherpunk.html#Manifesto-cypherpunk
Спикеры и модераторы школы
Наши спикеры – это ведущие исследователи и специалисты из России, Великобритании и Америки: Высшей школы экономики, МВШСЭН, Европейского университета в Санкт-Петербурге, London School of Economics, NYU
Эндрю Кальп
Валенсия, США
Американский философ, преподаватель Калифорнийского института.
Славой Жижек
Любляна, Словения
Философ, создатель Люблянской школы психоанализа, интерпретатор Лакана, профессор Нью-Йоркского Университета. Автор десятков известных монографий.
Ник Срнечек
Лондон, Великобритания
Писатель и философ, соавтор «Манифеста акселерационистской политики» и монографий, посвящённых вопросам посткапитализма. Присоединится по Skype
Джейкоб Эпплбаум
Берлин, Германия
Американский независимый журналист, исследователь компьютерной безопасности, хакер, один из ключевых участников проектов Tor и Wikileaks.
Виктор Вахштайн
Москва
Профессор, декан факультета социальных наук МВШСЭН, автор книг «Социология повседневности и теория фреймов» и «Дело о повседневности».
Оксана Мороз
Москва
Кандидат культурологии, руководитель магистерской программы «Медиаменеджмент» (МВШСЭН, РАНХиГС), научный руководитель CultLook.
Кирилл Мартынов
Москва
Философ, журналист, доцент Школы философии Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, руководитель отдела «Политика» в «Новой Газете».
Йоэль Регев
Санкт-Петербург
Философ, доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге, автор книг «Коинсидентология», «Невозможное и совпадение».
Екатерина Никитина
Москва
Исследовательница в области постгуманизма и animal studies. Защитила диссертацию о категориях «человеческого» и «не-человеческого» в модернистской литературе и био-арте.
Денис Сивков
Москва
Кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической социологии и эпистемологии Института общественных наук РАНХиГС, специалист в области исследований науки и технологий (STS).
Дмитрий Жихаревич
Санкт-Петербург
Социолог, Ph.D. student in LSE, сотрудник лаборатории сравнительных социологических исследований СПБГУ.
Александр Ветушинский
Москва
Философ, младший научный сотрудник Кафедры онтологии и теории познания Философского факультета МГУ, сотрудник Московского центра исследований видеоигр.
Нина Сосна
Москва
Философ, исследовательница медиа и визуальной культуры, доцент Школы культурологии Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.
Полина Колозариди
Москва
Социолог, интернет-исследователь в НИУ ВШЭ, координатор клуба любителей интернета и общества.
Принципы школы
Основными принципами школы являются горизонтальность дискуссии и открытость для всех участников без институциональных ограничений.

В ходе школы будут использованы различные форматы мероприятий для того, чтобы обеспечить полноценный и продуктивный обмен мнениями и опытом между участниками:
Дискуссии
Пленарные дискуссии между спикерами и открытые дискуссии по секциям.
Воркшопы и мастер-классы
Например, мастер-классы по game studies или цифровой антропологии.
Ридинг-группы
Мероприятия, обеспечивающие глубокое погружение в тексты под руководством модераторов. Один из основных форматов школ
Интерактивные семинары
Например, киносеминары или семинары по видеоиграм.
Свободный микрофон для слушателей
Каждый участник сможет предложить тему для обсуждения или выступить с заготовленными тезисами.
Секции
Секционный формат школы позволит участникам сформировать индивидуальные "треки", выбрав подходящие ридинг-группы, мастер-классы и дискуссии.
Как попасть на школу?
Мы ищем молодых исследователей, открытых для восприятия новых идей и подходов: студентов и аспирантов тех или иных специальностей, а также всех желающих.

Для того, чтобы попасть к нам, необходимо написать мотивационное письмо и эссе. Каждый текст оценивает независимое жюри, в которое входят спикеры школы. На основе суммы оценок отбираются 50 участников.

Конец приема заявок – 4 октября (включительно).
Наши партнеры
Если вы желаете присоединиться к списку наших партнеров, свяжитесь с нами любым подходящим способом.
Сергей: +79853962451 / FB
Армен: +79150762181 / FB
Александр: +79217791861 / FB
E-mail: info.philclub@gmail.com